Жалобы на всё
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
em_image
em_image

Непосредственный способ управления: все ЗА и ПРОТИВ.

В последнее время жильцы, выбравшие непосредственный способ управления многоквартирным домом (далее – МКД), всё чаще сталкиваются с проблемой большого размера платы за потреблённые на общедомовые нужды коммунальные услуги, которая соразмерна плате за индивидуальное потребление, а в ряде случаев превышает её. Давайте разберёмся с чем это связано, кто виновен и как бороться с грабительскими начислениями, а также рассмотрим плюсы и минусы выбора данного способа управления.
Начнём с того, что при непосредственном способе управления каждым собственником помещений в МКД заключаются прямые договора на предоставление коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление) с ресурсоснабжающими организациями, которые несут ответственность за качество поставленного коммунального ресурса не в квартире, а на границе эксплуатационной ответственности сетей (вводе в МКД). Ресурсоснабжающая организация начисляет платежи на весь объём коммунального ресурса, поступившего в МКД, при этом расход ресурса на общедомовые нужды, включённый в счёт каждого собственника помещения, производится без применения нормативов потребления (как в случае выбора способа управления УО, ТСЖ и ЖСК – п.44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 – размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды не может превышать рассчитанного по нормативу потребления на общедомовые нужды).
При непосредственном способе управления одним из факторов, оказывающим влияние на размер показаний за общедомовые нужды, является человеческий, заключающийся в том, что существуют недобросовестные собственники, намеренно занижающие показания индивидуальных приборов учёта, в том числе путём вмешательства в работу прибора. В целях предотвращения безучётного потребления должна проводиться совместная работа председателей советов МКД с ресурсоснабжающими организациями по проверке пломб на индивидуальных приборах учёта и достоверности ранее поданных собственниками показаний.
На размер показаний общедомового потребления может также повлиять временной фактор – из-за неодновременности снятия показаний происходит искажение значений потребления на общедомовые нужды, – поэтому необходимо добиться одновременного снятия и подачи собственниками показаний индивидуальных приборов учёта. Действенным способом решения проблемы учёта показаний на общедомовые нужды является фиксирование значений индивидуальных приборов учёта каждым собственником ежемесячно в специальных информационных таблицах, размещённых в общедоступных местах (на лестничных площадках). При таком наглядном способе подачи сведений о произведённом потреблении коммунального ресурса сразу очевидно проявляются собственники, искажающие данные о потреблении.
Однако при непосредственном способе управления плюсом является то, что собственники не несут ответственности за задолженность по оплате коммунальных услуг своих соседей или управляющей организации, в случае выбора собственниками способа управления УО, ТСЖ и ЖСК.
В соответствии со ст.39 Жилищного кодекса РФ собственники при непосредственном способе управления МКД несут бремя расходов на текущее содержания и ремонт общего имущества. В этом случае обслуживание жилья должно осуществляться либо силами самих собственников, либо привлечённых на объект подрядных организаций (в роли которых может выступать и одна управляющая компания) посредством заключения с ними договора собственниками помещений на основании решения общего собрания.
При выборе собственниками помещений способа непосредственного управления МКД не может быть реализовано предусмотренное жилищным законодательством полномочие органа местного самоуправления по проверке деятельности управляющей организации (подрядной), так как она является лишь выполняющим работы подрядным предприятием, и в ее обязанности не входят ни защита прав собственников, ни решение других организационных вопросов.
Еще одним из недостатков непосредственного способа управления МКД является отсутствие права на получение бюджетных средств для проведения капитального ремонта. Собственники помещений МКД, выбравшие непосредственное управление домом не могут претендовать на предоставление финансовой поддержки при проведении капитального ремонта по Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», так как в соответствии с законодательством к участию в программе капитального ремонта с привлечением средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства допускаются лишь дома, выбравшие для себя управление УО, ТСЖ и ЖСК.
Существует мнение, что непосредственное управление наиболее экономное. Собственники помещений при непосредственном управлении не создают юридическое лицо, а их интересы в отношениях с третьими лицами представляют уполномоченные ими лица по доверенности. В этом случае отсутствуют какие-либо посредники в управлении домом, поэтому нет необходимости платить управленческому персоналу на содержание штата ТСЖ или за услуги УО. Жильцы сами решают, кто из них или любое другое лицо, которому они доверяют, будет вести переговоры с поставщиками товаров и услуг для содержания и ремонта дома. Но, следует отметить, как показывает практика, способ непосредственного управления МКД наиболее эффективен для домов с небольшим количеством квартир, поскольку при непосредственном управлении любые решения принимаются общим собранием собственников помещений. Если же в доме проживает большое количество жильцов и площадь общего пользования является значительной, может возникнуть много проблем с его управлением и разногласий между жильцами. А одному человеку, которому будет поручено действовать от имени всех собственников в отношениях с третьими лицами и решать массу вопросов, связанных с обслуживанием жилья будет достаточно сложно.
В заключение хотелось бы добавить следующее, чему, к сожалению, уделяется малая доля внимания жителей МКД. Каждым жильцом МКД в целях снижения показателей потребления коммунальных услуг должны осуществляться мероприятий по энергосбережению, как в пределах собственного жилья, так и в отношении общедомового имущества (экономия электроэнергии за счет применения энергосберегающих технологий, установка датчиков движения на приборы освещения в подъездах и на дворовых территориях и т.д.). Каждый собственник жилого помещения в МКД также должен помнить, что он является собственником общедомового имущества пропорционально площади, находящегося в собственности жилого помещения (ст. 36 Жилищного кодекса РФ), и должен относиться к общедомовому имуществу так, как бы относился к своему жилью, но люди порой забывают данный факт, а иногда вообще не осведомлены в этом. Поэтому вы должны понимать, что в любом случае вся ответственность, в том числе и материальная, лежит на ваших плечах.
В итоге, только от неравнодушия самих собственников, их осознанного и взвешенного выбора, бережного отношения к имуществу, экономного отношения к ресурсам зависит благополучие жильцов. Все в ваших руках!


Специалист 1 категории МУ «ОКС администрации Азовского района» Меланьина С.П.